Биджа-мантра: слоги, как читать, правила медитации

Как и молитвы в христианстве, мантры являются способом обращения к Высшим силам в индуизме. В переводе с санскрита «биджа» переводится как «семя». Биджа-мантры — это слова или звуки, из которых складываются все остальные мантры. Их рекомендуется использовать всем, кто приступает к медитации для достижения духовных целей.

Цвета и названия чакр

Названия чакр
Чакры — это особые энергетические центры в человеке.

Чакры — это центры сознания человека, расположенные в теле. Существует 7 основных чакр, каждая из которых имеет свой цвет:

  1. Муладхара — красный.
  2. Свадхистана — оранжевый.
  3. Манипура — желтый.
  4. Анахата — зеленый.
  5. Вишудха — голубой.
  6. Аджна — индиго.
  7. Сахасрара — фиолетовый.

Расположение энергетических центров

Каждая чакра имеет свою локализацию:

  1. Муладхара — в копчике, у основания позвоночника с его внешней стороны.
  2. Свадхистана — в крестце на уровне аппендикса.
  3. Манипура — в зоне солнечного сплетения.
  4. Анахата — в области сердца.
  5. Вишудха — на уровне горла, в яремной впадине.
  6. Аджна — в зоне межбровья.
  7. Сахасрара — в макушке, там, где находится темя.

Принцип работы

Энергия является движущей силой мироздания. Такой процесс, как жизнь — непрерывное энергетическое взаимодействие между человеком и Вселенной. Чакры — это резонансные зоны, с помощью которых люди взаимодействуют с Универсальным Энергетическим Полем. Зоны эти воздействуют на системы и органы, которые располагаются в них. Освобождают тело от отработанной энергии и заряжают новой из внешнего мира.

Принцип работы
По чакрам протекает жизненная энергия человека.

В метафизическом плане каждый энергетический центр влияет на связанные с ним духовные качества.

Влияние энергетического обмена на работу внутренних органов

Каждая чакра связана с какой-то системой органов и ее функциями:

  1. Муладхара — надпочечники, позвоночник, кости. Отвечает за половые органы, мочеполовую систему и прямую кишку. Муладхара влияет на физическую конституцию человека и руководит обонянием. Нарушения в ее работе вызывают боли в спине и ногах, анемию.
  2. Свадхистана — лимфатическая система, почки, кишечник, поджелудочная железа. Чакра оказывает влияние на репродуктивную, мышечную и выделительную системы. Отвечает за деятельность селезенки и мочевого пузыря.
  3. Манипура — симпатическая нервная система, желудок, печень, желчный пузырь. Эта чакра отвечает за надпочечники, вырабатывающие адреналин, который, в свою очередь, имеет влияние на внутриклеточные процессы обмена веществ. Также адреналин вызывает учащение сердечных сокращений и понижает тонус гладких мышц желудочно-кишечного тракта. От него зависит сокращение мышцы радужной оболочки глаза, улучшает зрение и слух.
  4. Анахата — сердце, легкие, бронхи. Эта чакра имеет огромное влияние на деятельность вилочковой железы и иммунной системы организма.
  5. Вишудха — уши, лицо, шея, горло, плечи, щитовидная железа. Чакра сопряжена с работой правого полушария мозга.
  6. Аджна — гипофиз, центральная нервная система, глаза, мозг.
  7. Сахасрара — эпифиз, головной мозг.

Особенности биджа-мантры

Биджа-мантры являются непереводимыми звукосочетаниями. В них заключается первозданная энергия космоса, отсылающая человека к основным стихиям — земле, воде, огню и воздуху. Смысловой нагрузки в биджа-тексте нет, но звучание на нужных вибрациях позволяет наладить работу чакр, обеспечивая свободную циркуляцию энергии в прорабатываемой зоне.

Биджа-мантры
В биджа-мантрах заключается энергия космоса.

Каждая биджа соответствует своей чакре. Эти мантры считаются самыми сильными: тысячи стихотворных вед интерпретированы несколькими звуками, передают священные знания через заключенную в них мудрость.

Используя их в процессе медитаций, человек многократно усиливает благотворное воздействие практики на свое здоровье.

Правила медитации

Для максимальной эффективности медитативных практик с использованием биджа-мантр необходимо соблюдать следующие правила:

  • медитируйте сразу после пробуждения;
  • найдите спокойное место, где вас никто не потревожит;
  • займите удобное положение: сидя или полулежа на стуле, на полу, в кресле и т.п.;
  • расслабьте мышцы шеи и головы, они должны иметь опору (спинка стула/дивана, стена);
  • старайтесь не задерживаться на мыслях, возникающих в сознании: они должны пролетать мимо подобно облакам, плывущим по небу;
  • направьте свое внимание сначала на дыхание и на ощущения в теле, а затем на звучащую мантру;
  • читая биджа-мантру, примите позу, соответствующую прорабатываемой чакре.

Нюансы прочтения

Для получения максимальной пользы от совмещения медитации и биджа-мантр, существует ряд особенностей, на которые стоит обратить внимание:

  1. До того как начинать произносить биджа-мантры самостоятельно, рекомендуется прослушать их звучание в записи. Ощутить, как отзывается то или иное звукосочетание в теле, и в какой тональности произносятся слоги.
  2. При звучании молитв концентрировать внимание на месте в теле, где располагается чакра, на которую происходит медитация. Визуализировать область энергетического центра как свечение, имеющее соответствующий цвет.
  3. Читать биджи необходимо регулярно и в соответствующее время: с восходом солнца, в полдень и на закате.
  4. Необходимо понимать, с какой целью направляется произносимый звук: каждая чакра отвечает за зоны физической оболочки, в которых она расположена, за каждой закреплены свои пласты духовных качеств человека.
  5. Прерывать звучание можно только для набора воздуха. Молчание должно быть максимально коротким.
  6. При произношении конечных согласных необходимо создавать вибрацию, перетекающую в начало следующего звука.
  7. Ударение желательно ставить на последний слог.

Чтение мантр
Читать биджа-мантры необходимо регулярно.

Количество произношений

Если вы читаете мантру во время медитации, количество прочтений каждого звукосочетания состоит из 108 повторений. Практики рекомендуют отсчитывать каждое произношение с помощью буддийских четок: 1 косточка — 1 биджа.

Если мантра читается в неподходящих условиях, или человек не имеет возможности подсчитать количество звучащих слогов, можно опираться на время и произносить звуки в течение 15-20 минут.

Когда биджа применяется для успокоения собственных эмоций без медитативной практики, разрешен вариант прочтения любого количества раз, кратного 9.

Позы

Универсальной позой для любого вида медитативных практик является поза лотоса. Но в действительности, поза не так важна. Если положение тела причиняет дискомфорт, сконцентрироваться человеку сложнее. Необходимое условие для медитаций и чтения мантр — комфорт и ровная спина. Позвоночный столб является проводником энергии от макушки до корневой чакры в крестце. Проходя сверху вниз, вселенская энергия распространяется по энергетическим зонам, а искривление спины может нарушить процесс.

Сочетать мантры биджа для открытия чакр лучше с выполнением асан (положений тела). Каждая асана помогает открыть нужный энергетический отдел. Если человек является начинающим практиком и с йогой незнаком, то чтение мантр можно осуществлять, сидя на полу и скрестив ноги, в дальнейшем переходя к изучению специальных поз.

Ардха Мадсиендрасана
Ардха Мадсиендрасана — поза, в которой позвоночник скручивается максимально глубоко.

Муладхара выполняется в позе Ардха Мадсиендрасана, при этом необходимо:

  • сесть на пол или специальный коврик для йоги;
  • левую ногу согнуть в колене, положить под таз, поместив левую пятку под ягодицей;
  • правую стопу завести за левое колено, развернув ее параллельно лежащей ноге;
  • корпус развернуть вправо таким образом, чтобы левая рука заходила за границу выступающего колена;
  • руки сомкнуть в кольцо;
  • дышать ровно, начать чтение мантры «ЛАМ».
  • после завершения чтения круга сменить сторону и повторить.

Поза Бхуджангасана
Поза Бхуджангасана — поза йоги, которая оказывает благоприятное влияние на все физическое тело.

Для Свадхистаны применяется поза Бхуджангасана:

  • лечь лицом вниз;
  • соединить колени и пятки, носки вытянуть;
  • ладони поставить ровно под плечевые суставы;
  • прогибаясь в пояснице, медленно подняться, выпрямляя руки;
  • подъем осуществляется за счет мышц спины, а не силой рук;
  • подбородок смотрит вверх;
  • ягодицы и крестец напряжены;
  • начать звучание — «ВАМ»;
  • если полный прогиб на прямых руках пока не получается, допустимо выполнение асаны на локтях.

Сарвангасана
Сарвангасана — уникальная перевернутая поза, с упором на плечевые суставы.

Манипура лучше всего раскрывается в Сарвангасане. Поза идентична «Березке», знакомой всем с детства:

  • лечь головой к стене, не соприкасаясь с ней;
  • руки вытянуть вдоль тела;
  • отрывая от пола часть спины, плавным движением прикоснуться носками к стене;
  • торс следует придерживать ладонями, не раздвигая локтей в стороны;
  • читать мантру «РА».

Уштрасана
Уштрасана хорошо вытягивает переднюю поверхность туловища.

Для Анахаты подойдет поза Уштрасана:

  • встать коленями на пол, поместив их под тазобедренными суставами;
  • наклониться назад, опустив при этом ладони на пятки;
  • между голенью и бедром соблюдать прямой угол, руки не напрягать;
  • звучать на слоге «АЯМ».

Махамудра
Махамудра — растягивающая поза.

Для раскрытия Вишудхи применяется асана Махамудра:

  • сесть на пол, выпрямив ноги;
  • согнуть правую ногу, подведя пятку к основанию левого бедра;
  • сохраняя спину прямой, согнуться к колену левой ноги;
  • взяться руками за большой палец прямой ноги (новичкам можно обхватить икроножную мышцу) ;
  • читать мантру — «ХАМ».

Вирасана
Вирасана — одна из главных поз классической йоги.

При работе с Аджной используется Вирасана — поза героя:

  • сесть на колени, положив ягодицы на пятки;
  • пятки вывести по сторонам, стопы натянуть вдоль бедер;
  • руки расслаблены, лежат на коленях;
  • спина прямая, взгляд направлен прямо перед собой;
  • читается мантра — «ОМ».

Поза лотоса
Поза лотоса — известная асана в мире йоги.

Сахасрара раскрывается в позе лотоса:

  • сесть на пол, скрестить ноги (по возможности закинуть носки на противоположное бедро);
  • сомкнуть руки ладонями на уровне груди;
  • спина прямая, глаза закрыты;
  • произносить звуки слога «АУМ».

Виды текстов в индуизме

Кроме обращения к основным стихиям, биджа-мантры адресованы к божествам. Определить, к какому богу взывает слог, можно по первому звуку:

  1. Мантры, начинающиеся со звука «Х» или «ХА», обращены к Шиве. Он отвечает за созидание и разрушение. Он творец мира. Эти тексты дают защиту и отражают негатив.
  2. Со звука «АИ» начинаются биджи, взывающие к богине мудрости и речи Сарасвати. Такие мантры успокаивают, избавляют от скверных помыслов.
  3. Тексты на «К» обращаются к Кали — богине разрушения, помогающей тем, кто хочет познать смысл бытия.
  4. Если звукосочетание имеет в начале звук «Л», то они направлены Индре. Это божество является покровителем дождя и отвечает за урожай. Цель подобных мантр — концентрация и самопознание.
  5. Обращения со звуком «Г» или «ГА» в начале адресованы повелителю кармы — Ганеше. Они используются для преодоления препятствий и при поиске правильного пути.

Используемые слоги

Биджа-мантры созданы из слогов санскрита. Объемные трактаты ведической культуры были сжаты до отдельных четверостиший. В дальнейшем произошло сокращение до нескольких строк, и далее до короткого звука.

В получившихся звукосочетаниях заключен смысл всего индуистского учения.

Хум

Произносится протяжно: «ху-у-у-ум». Это огненная мантра, ассоциирующаяся с Шивой. Уничтожает весь внутренний негатив в человеке и зло, посылаемое недоброжелателями. Налаживает пищеварение и гармонизирует стихию огня в организме. Восполняет силу и увеличивает количество энергии. Считается защитной мантрой. Во время звучания образует вокруг произносящего защитный кокон.

Хум
Хум ассоциируется с Шивой.

Хаум

Взывает к Шиве. Мантра избавляет от лени, депрессии и подавленности. Стимулирует работу гипоталамуса, связанного с центром удовольствия и механизмами, отвечающими за выживание.

Дум

Произносится как «Дау-у-ум». Символизирует защиту. Способствует повышению жизненного потенциала, усилению силы воли. Отвечает за кору головного мозга, обрабатывающую сенсорную информацию. Нормализует ассоциативные функции, налаживает механизм обобщения информации.

Дум
Дум отвечает за кору головного мозга.

Аим

Произносится как «Айи-и-им» Мантра, посвященная Сарасвати — богине мудрости, музыки и искусства. Интерпретируется как «растапливающая печаль». Читая эту молитву, практикующий обретает мудрость и милость, рассеивает грусть. Развивает интеллект и речь. Мантру рекомендуется использовать для усиления восприятия тонкого плана.

Она способствует избавлению от психических расстройств, располагает к гармонии и умиротворению. «АИМ» повышает способности к обучению.

Брим

Биджа-мантра Брихаспати — учителя полубогов. Развивает интуицию и концентрацию ума. Дарит спокойствие и размеренность мысли. Помогает в передаче информации от одного полушария мозга другому. Налаживает связь между творческими и аналитическими способностями человека.

Брим
Брихаспати — божество молитвы и жертвоприношения.

Крим

Мантра заключает в себе энергию Кали. Это биджа преобразования и духовного просветления. Энергия власти и действия устраняет врагов и недоброжелателей. Кроме того, усиливает действие лекарственных трав и исцеляющих медитаций.

Хрим

ХРИМ является мантрой сердца. Символизирует силу Солнца и наполняет здоровьем. Дарит лидерские способности, развивая инициативность. Поднимает жизненную активность и дает реализацию потенциала власти.

Хрим
Хрим символизирует силу Солнца.

Шрим

Биджа транслирует энергию Лакшми — богини процветания. Обеспечивает человека благосостоянием и одаряет материальным благополучием. Приносит чувство удовлетворения и помогает в преодолении препятствий и неудач. Налаживает работу эндокринной системы.

Клим

Это мантра исполнения желаний. Избавляет от печалей и приносит счастье. Биджа увеличивает самоконтроль и сокращает разрыв между духовными и мирскими устремлениями. Повышает навыки коммуникации и дает человеку уверенность в своих силах.

Клим
Клим приносит счастье.

Кшраум

Молитва дарит мужество и стойкость в преодолении невзгод. Дает защиту и избавляет от страхов, раздражительности и нервозности.

Гам

Ганеша-биджа. Дарит быстроту ума, развивает креативность. Избавляет от печали и апатии.

Гам
Гам развивает креативность.

Глаум

Мантра способствует проявлению решительности, избавляет от разочарования. Благоприятно сказывается на органах восприятия.

Ом

Это самая популярная из мантр, самая мощная. Символизирует 3 ипостаси всего, что существует на земле: создание, поддержание, разрушение. Является источником всех мантр, ключом к постижению законов мироздания.

Ом
Ом — самая популярная из мантр.

Пхат

Со звуком «пхат» активизируется чистая осознанность. Биджа умиротворяет сознание и помогает преодолеть гнев. Эта мантра обладает силой снижать негативное влияние существ иного мира на тонкое тело человека. Убирает привязку к эго, облегчает течение болезней.

Биджа мантры психических центров

Для каждой чакры существуют специальные биджы, направленные на работу с соответствующим энергетическим центром:

  1. Муладхара — Лам. Этот звук должен вибрировать в небе и верхней части черепа. Первая чакра связывает человека с землей. В спящем состоянии этот энергетический центр символизирует животные инстинкты, жизнь по инерции. В пробужденном — духовный потенциал, обуздавший примитивные всплески энергии.
  2. Свадхистана — Вам. Произнесение этого звука способствует свободному движению энергии в человеке, снимает блоки. В закрытом состоянии чакра является центром скрытых подсознательных переживаний. Открыв ее, практикующий преображает все запрятанное и забытое в конструктивное и продуктивное.
  3. Манипура — Ра. В этой чакре встречаются эмоции человека и его жизненная сила. Если центр заблокирован, то любые предприятия, подразумевающие конкуренцию, вынуждают человека отступить. Активированная Манипура дает ощущение азарта и легкости при преодолении подобных трудностей.
  4. Анахата — Аям. Во время произнесения этой мантры концентрироваться следует в области сердца. Анахата — центр соединения животного и духовного начал, трансформатор любой силы в энергию любви и принятия. Нарушения в работе этой чакры выражаются в чрезмерном фанатизме, тщеславии, высокопарности. Гармоничная работа приводит к человеколюбию и бескорыстию.
  5. Вишудха — Хам. Этот энергетический центр является символом творческого начала. У того, кто открыл горловую чакру, отсутствуют стереотипы и шаблоны поведения. Такой человек получил способность преодолевать свою судьбу. Тот, кто не до конца ощутил работу Вишудхи, перерождается сообразно своему кармическому предназначению, продолжает свой путь по колесу Сансары.
  6. Аджна — Ом. С помощью этой биджы практикуется осознание собственной божественности, приходит видение уровня божественности окружающих. Своего рода сканер, прорабатывающий способности ясновидения.
  7. Сахасрара — Аум. Эта чакра оказывает влияние на работу нервной системы и скелета человека, контролируя щитовидную железу, связана с работой продолговатого мозга. Раскрытие этой чакры ведет к Самадхи — состоянию, когда все противоречия между внутренним и внешним миром упразднены.

Результат ежедневного применения

Ежедневное чтение биджа-мантр способствует беспрепятственной циркуляции энергии в теле человека. Работа мозга улучшается, ум становится яснее и чище. Суета в сознании уступает место осознанности. Заново происходит познание мира вокруг и внутри человека. Иммунитет повышается, улучшается работа внутренних органов. Ментальное и физическое здоровье крепко связаны между собой, поэтому раскрытие духовного потенциала благоприятным образом отражается на здоровье и самочувствии человека.

КОММЕНТАРИИ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Популярные статьи

Бесплатные гадания

Меню